Содействие здоровому образу жизни подростков, создание условий для активизации субъективной позиции ребенка, формирование культуры питания, готовность поддерживать свое здоровье в оптимальном состоянии – одна из первоочередных задач процесса воспитания. В настоящее время в России в связи с глубоким общественно-экономическим кризисом произошло резкое снижение показателей здоровья и социальной защищенности детей. Это привело, в частности, к тому, что на этапе поступления в школу, как показывают обобщенные данные последних лет, в среднем 28% детей имеют хронические заболевания. Данные научных исследований показывают, что здоровье зависит от следующих факторов: медицинского обслуживания, наследственности, экологии и образа жизни.
Следовательно, одна из основных задач учебно-воспитательного процесса – это сохранение здоровья детей, формирование у школьников потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение мотивации к этому. Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и ее первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию образовательно-оздоровительных программ. Реализация в нашей школе программы «Разговор о правильном питании» продиктовано самой жизнью. Как показывают последние научные исследования, только 20% родителей знакомы с основными принципами организации здорового питания детей, в школе ребенок с нежеланием ест приготовленную пищу, так как привык питаться всухомятку. Поэтому непосредственной работе по программе предшествует подготовительный этап – работа с родителями, основная цель которого сделать родителей союзниками. Уже в начальных классах важно так построить учебно-воспитательный процесс, чтобы дети систематически получали знания и представления о важности правильного питания. Основными положениями данной программы «Разговор о правильном питании» являются: O формирование потребности в здоровом образе жизни; O развитие ВПФ (оперирование такими умственными операциями, как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выделение главного); Oразвитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка (умение сорадоваться, сочувствовать, сопереживать и т. д.); O формирование социального опыта (обыгрывание жизненных ситуаций, анализ их, драматизация). Программа разработана в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, законом Российской Федерации «Об образовании», положением об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи. За основу взяты идеи программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования. Важнейший из принципов здоровьесберегающих технологий «Не навреди!» - одинаково актуальный как для медиков, так и для педагогов. Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Повышению сознательности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы здоровьесберегающих технологий педагогики оздоровления. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Регулярность, планомерность, непрерывность в учебно-воспитательном процессе на протяжении всего периода обучения в школе обеспечивают принцип систематичности. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучают учащихся постоянно соблюдать оздоровительный режим. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам познавательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха в разных формах деятельности учащихся повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий. Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности предназначен для связи чувственного восприятия с мышлением. Он способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в познавательном процессе. У младших школьников зрительные анализаторы быстрее и эффективнее воспринимают информацию, чем слуховые. Принцип активности - предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества. Соблюдение принципа активности в педагогической практике позволяет организовать занятия таким образом, чтобы не вредить здоровью детей. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника в процессе обучения. Принцип формирования ответственности у учащихся за свое здоровье и здоровье окружающих людей. Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать учащихся применять свои знания на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения. Основные методы обучения: O фронтальный метод; O групповой метод; O практический метод; O познавательная игра; O ситуационный метод; O игровой метод; O соревновательный метод; O активные методы обучения. Формы обучения: Ведущими формами деятельности предполагаются: O чтение и обсуждение; Oэкскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия; O встречи с интересными людьми; O практические занятия; O творческие домашние задания; O праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.; O конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов); O ярмарки полезных продуктов; Oсюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Тема занятия Цели занятия Формы проведения занятия Если хочешь быть здоров Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день Сюжетно-ролевая игра «Мы идем в магазин» Игра-соревнование «Разложи продукты на разноцветные столы» Самые полезные продукты Научить детей выбирать самые полезные продукты Динамическая игра «Поезд» Как правильно есть(гигиена питания) Сформировать у школьников представление об основных принципах гигиены питания Игра «Чем не стоит делиться» Удивительные превращения пирожка Дать представление о необходимости и важности регулярного питания, соблюдения режима питания Соревнование «Кто правильно покажет время завтрака, обеда и ужина» Дидактическая игра «Доскажи пословицу» Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? Сформировать у детей представления о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака Игра «Пословицы запутались» Игра «Отгадай-ка» Игра «Поварята»
Плох обед, если хлеба нет Формирование представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре Венок из пословиц Игра «Советы Хозяюшки» Игра «Лесенка с секретом» Полдник. Время есть булочки Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах Конкурс-викторина «Знатоки молока» Игра-демонстрация «Это удивительное молоко» Кроссворд «Молоко» (пословицы и поговорки об изделиях из теста) На вкус и цвет товарищей нет Познакомить детей с разнообразием вкусовых свойств различных продуктов и привить практические навыки распознавания вкусовых качеств наиболее употребительных продуктов Практическая работа «Определи вкус продукта»
Конкурс-викторина «Что за чудо пирожки» Игра «Приготовь блюдо» Что надо есть, если хочешь стать сильнее Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни, о высококалорийных продуктах питания Игра «Меню спортсмена» Где найти витамины весной? Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека Игра «Вкусные истории» Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты Познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод, их значением для организма «Витаминная радуга» (стихи об овощах разного цвета)
|